Халха Джецун Дамба Богдо—геген IX
НАСТАВЛЕНИЯ О КАРМЕ
В чем суть учения о карме? Вкратце ее можно изложить так: есть два вида действий — черная и белая карма, или же благая и неблагая карма, последствия которых после смерти последуют за нами подобно тени. В буддизме мы придерживаемся точки зрения о существовании прошлых и будущих рождений, следовательно, сейчас мы не можем не думать о том, где нам предстоит родиться в следующий раз. Как уже было сказано, есть либо два, либо шесть мест рождения — это благая и неблагая участь или шесть миров сансары. В каком бы из этих миров мы ни родились, наше рождение будет обусловлено совокупностью наших действий, т.е. благие и неблагие действия будут причиной рождения в одном из этих шести миров.
Счастье или страдание, которые мы испытываем в этих мирах, также являются результатами этих действий. Даже мельчайшие поступки, которые мы совершаем в этой жизни, могут принести очень большие результаты в будущем. Поэтому не следует пренебрегать даже мельчайшей добродетелью, думая, что она очень мала и совершать ее нет смысла. Также не следует без опаски совершать даже мельчайшие дурные действия, ведь они могут повлечь за собой очень большие страдания. Хотя мы, как и все живые существа, желаем счастья и не желаем страдания, не все зависит от наших желаний. Поэтому мы должны что—то делать, для того чтобы эти желания могли исполняться.
В буддизме есть такое понятие, как приятие или неприятие дурных и благих действий, т.е. совершение благих действий и отказ от неблагих. Все мы уже имеем некоторое представление о законе кармы. Об этом говорит то, что мы собрались здесь. Скорее всего, мы все уже читали Ламрим и получили какое—то представление о добродетели и недобродетели. Благодаря этим знаниям мы пришли к выводу, что нужно совершать добродетель, а для этого нужно практиковать Дхарму, а для этого — слушать Дхарму. Исходя из этого, мы и собрались здесь. Что касается шести миров сансары, то в своих размышлениях нужно подробнее остановиться на каждом из них, так как страдания в этих шести мирах являются объектами медитации для порождения отречения — первой из трех основ пути.
Следует избегать принесения вреда даже очень мелким живым существам, избегать малейших дурных мыслей. Мельчайшие же добродетели — это даже мимолетные благие мысли и тому подобное. Их следует культивировать. В былые времена буддийские мастера садились в медитацию с целью обуздания своего ума. Сначала они собирали много белых и черных камней, а затем садились наблюдать за своим умом. Если появлялась дурная мысль, они брали черный камешек и откладывали в одну сторону, а если благая — откладывали в другую сторону белый камешек. К вечеру перед ними накапливались две горстки камней, и они подсчитывали, сколько хороших и сколько плохих мыслей возникло в их уме за день. Мы, к примеру, вечером, после трудового дня, садимся считать, сколько денег заработали за день. Так же, как мы считаем доходы, они считали свои добродетели. Если дурных действий накопилось больше, они каялись и совершали обряд очищения. Без раскаяния невозможно очищение, поэтому очень важно породить в себе сильное раскаяние, сожаление о совершенных нами дурных делах. Если же благих мыслей было больше, они порождали в себе радость и посвящали заслуги тому, чтобы жизнь учителей продлилась, живые существа обрели счастье и благо, и тому подобное. Но это было прежде. Сейчас, наверное, если кто—то будет выполнять такие практики, люди решат, что этот человек — бездельник. Чем люди занимаются в наши дни? Они ловят живых существ, разглядывают их под микроскопом, изучают, как у них устроен глаз, нос, как они ведут себя в воде, в ящике и т.д. С нашей точки зрения, это они бездельники, а с их точки зрения, бездельники мы. Совершив деловую операцию, мы подсчитываем, сколько на этом заработали, и радуемся, если прибыль большая. Если же понесли убытки, то огорчаемся. Именно таким же образом следует радоваться, если за день совершено много добродетелей, и сожалеть, если их было мало…
Когда мы совершаем добродетели, мы не считаем их каждый день, не думаем о том, сколько их было совершено в течение дня. А когда занимаемся бизнесом, то ежедневно тщательно подсчитываем заработанные за день деньги и даже считаем, сколько прибыли должны получить на следующий день. В духовной практике нужно следовать этому примеру.
Наше сознание подобно маленькой птичке на ветке, которая ни секунды не сидит спокойно: она пищит, прыгает и то и дело взмахивает крыльями. Наш ум так же беспокоен, поэтому нужно обрести над ним контроль. Этот контроль очень важен при развитии шаматхи, но еще более важен при тантрической практике стадии зарождения и завершения.
Добрейший Учитель Будда дал множество учений, но основой всей его философии является учение о карме и результате, то есть о причинно—следственной взаимосвязи. Например, если мы посадим в землю зернышко ячменя, то вырастет ячмень, а не пшеница или рис. Если мы совершим благое действие, то получим благой результат, если дурное — дурной результат. То есть для того чтобы получить зерно пшеницы, нужно посадить именно пшеницу. И поэтому мы должны очень подробно и тщательно размышлять о карме и результате.
Один бизнесмен в России — я забыл, как его зовут — однажды сказал одну очень интересную вещь. Люди часто говорят вещи, которые стоит взять на заметку, так как эти слова могут стать пищей для размышлений. Этот бизнесмен как—то сказал, что 28 лет он занимался бизнесом и теперь понял, что в этом не было никакого смысла. Все это было бессмысленно. Он решил теперь оставить бизнес и хотя бы год посвятить практике Дхармы. Это тоже можно взять на заметку.
Даже если человек просто задумался над своей жизнью и понял, что какое—то время он потратил впустую, это очень большое достижение. Очень полезно поразмыслить о том, как была прожита эта жизнь: столько—то лет я учился в школе, столько—то лет я делал это, столько—то лет — то, и увидеть, сколько времени было потрачено впустую, а сколько было прожито с пользой. Стоит отметить, что, если вы занимаетесь Дхармой, вам идут только на пользу жизненные проблемы и страдания, так как они обращают ум к Дхарме. Даже если человек не совсем понимает Дхарму, но у него из—за жизненных неурядиц возникает желание ей следовать, это замечательно.
Например, в Европе (может, и в России также) люди говорят, что они занимаются практикой Дхармы потому, что им это доставляет удовольствие, от этого у них на душе становится хорошо… Хорошо бы еще помнить при этом, сколько времени мы тратим впустую, то есть понимать, как это происходит. В наше время есть одна проблема: если человек не работает, то у него нет средств к существованию. Поэтому людям и приходится все время работать. Однако Пятый Панчен—лама как—то сказал, что, если человек оставил в мыслях эту жизнь, то половину Дхармы он уже осуществил. Наши цели в этой жизни — это найти пищу, одежду, средства к существованию… До тех пор пока мы стремимся за этими целями, мы еще привязаны к жизни. Если же человек уже решил: будь что будет, это неважно, то, следовательно, он уже в уме оставил помыслы об этой жизни. И в таком случае он получает свободу для практики Дхармы, а это уже половина дела.