Лекция Его святейшества Далай-ламы XIV, дарованная калмыцкому народу во время пастырского визита в 2004 году.

КАРМА

Кармаозначает «действие». С точки зрения совершаемых действий они подразделяются на:

1) телесные, 2) словесные, 3) умственные.

С точки зрения их последствий деяния бывают:

1) добродетельными,

2) недобродетельными,

3) нейтральными.

Корень и основа всех будущих достижений состоит в осознании и принятии закона причинноследственных связей.

Как мы уже говорили ранее, все явления, напрямую связанные с нашими переживаниями страданий и удовольствий, происходят согласно закону взаимозависимости. А это значит, что они зависят от своих причин и условий. Если есть причина, то будет и результат, который в свою очередь сам станет причиной и принесет определенные плоды. Существует нечто похожее на цепную реакцию: как в бильярде, когда вы ударите один шар, он ударяет другой, тоттретий, и так далее. Это очень могущественный закон. Случаются совершенно неожиданные события, когда незначительная причина вызывает огромные изменения и преобразования. Таково значение закона взаимозависимости.

Описание закона причинноследственной связиэто констатация факта. Вкратце это можно объяснить следующим образом: если, совершая положительные действия, вы встретитесь с благоприятными последствиями, то, напротив, — негативные поступки приведут к последствиям неблагоприятным. Причины и следствия тесно связаны между собой по принципу соответствия. Действие, приносящее счастье, является позитивным. Это не догма. Суждение о позитивности и негативности поступков может быть вынесено на основании рассмотрения их результатов.

Счастье и страдание можно рассматривать, только с точки зрения переживаний живых существ. Если фактор переживания не принимать в расчет, на каком же основании можно отличить позитивное от негативного? Как вы сможете отличить принесение блага от причинения зла? Поскольку мы сталкиваемся как с причинением нам зла, так и с принесением пользы, или, другими словами, с болью и удовольствием, то с этой точки зрения все причины, приносящие страдания, являются негативными, а приносящие радостьположительными. Позитивные поступки имеют своим результатом желаемые для нас последствия. Таким образом, мы только что установили основные положения закона кармы.

Например, лишение когото жизни, несомненно, приносит вред. Как вы, так и все другие существа считают свою собственную жизнь наибольшей ценностью. Поэтому в результате действий, выражающих полное неуважение к ценности чужой жизни, вы обязательно столкнетесь с соответствующими последствиями. Это пример наихудшей формы негативного поступка. По сравнению с этим несколько меньшим злом является кража чужой собственности. Совершая кражу, человек вредит другим, потому что он наносит ущерб их имуществу и тем самым причиняет им страдания. И хотя последствия здесь могут быть не столь же велики, как в случае лишения когото жизни, тем не менее, воровство является негативным действием, и последствия этого будут соответствующими.

Иногда бывает и так, что, сделав другим чтонибудь доброе, мы можем не встретиться с результатами этого в настоящей жизни. Говоря о законе причинности, мы не ограничиваем его действий пределами этой жизни, но принимаем в расчет как настоящую, так и все последующие жизни. Люди, не имеющие правильного понимания законов кармы, иногда говорят, что, мол, такойто человек является очень добрым и религиозным и так далее, но постоянно имеет проблемы. В то же время другой человек очень удачлив, хотя постоянно совершает дурные поступки и имеет очень злой характер. В результате таких наблюдений люди могут подумать, что закона кармы не существует вовсе. А есть и другие, которые впадают в противоположную крайность и становятся суеверными, полагая, что всякое заболевание обусловлено злыми духами.

Такой человек, случись ему оказаться в обучении у мастера школы Кадампа, был бы побит палкой. Для очень дурных людей возможно столкновение с их благой кармой, преждевременно созревшей в результате их крайне негативных поступков, в связи с чем потенциал их позитивных действий окажется полностью исчерпанным. Они имеют временный успех в настоящей жизни, в то время как другие, будучи серьезными последователями Учения, с великой душевной силой исполняют практики, тем самым исчерпывают в своей нынешней жизни последствия своих прежних дурных деяний, которые в противном случае привели бы их к перерождению в низших сферах бытия. В результате они испытывают серьезные проблемы и подвержены страданиям в этой жизни.

Однако одного только решения не совершать дурных поступков само по себе недостаточно. Такое решение должно сопровождаться пониманием того, что для своего собственного блага и собственной пользы вы должны осознавать в своей жизни действие закона кармы. Мы должны понимать то, что если есть уже накопленные причины, то будут и следствия данных обстоятельств. Если вы желаете добиться определенных результатов, вам нужно постараться вызвать соответствующие причины. Если какиелибо следствия нежелательны, вам следует избегать тех действий, которые к ним приводят.

О законе причинности вам следует размышлять так: существует определенная связь между причинами и следствиями; поступок, который вы не совершали никогда, не повлечет за собой последствий. Но действие, будучи совершенным, не потеряет своей способности принести результат даже по прошествии какогото времени. Поэтому, желая пожинать добрые плоды, вы должны работать для накопления соответствующих причин, а желая избежать нежелательных последствий, вы должны постараться не накопить их причин.

Не следует думать, что закон кармыэто нечто, установленное Буддой. Это не создано ни Буддой, не Богом. Нет, это просто закон природы, точно такой же, как все прочие ее законы. И хотя самые тонкие аспекты скрыты от нашего понимания и могут обсуждаться только на основе священных текстов, существуют некоторые общие положения, к пониманию которых можно прийти посредством простого рассуждения.

Для того чтобы достичь такого понимания, нужно прежде всего развить в себе глубокую веру в учителя Будду. Эта вера не может возникнуть просто в результате высказываний о том, что Будда обладает такимито физическими качествами или что он был выдающейся личностью и т.д.

Но если вы подвергнете его учение глубокому анализу, убедитесь в том, что оно является подлинным, надежным и способным выдержать любую критику, то тогда в вас может возникнуть глубокая вера в него. Тогда вы увидите то, что Будда является существом, достигшим просветления благодаря силе своего огромного сострадания.

В силу неведения и прочих причин вы совершаете негативные поступки. Вам следует немедленно очиститься от них, используя энергию четырех сил. Существует множество различных методов очищения, таких как чтение мантр, медитация на пустоте, выполнение простираний, занятия йогой, совершения подношений и, в особенности, принятие обетов Махаяны в дни религиозных праздников.

Но самым важным во всем этом является фактор раскаяния. Если вы испытываете раскаяние, то ваша практика очищения будет успешной. Для того чтобы обрести глубокое раскаяние в своих дурных поступках, необходимо увидеть их разрушительные последствия. Когда вы увидите это, ваше раскаяние станет истинным, что приведет вас к применению противодействующих сил и к принятию твердого решения никогда не совершать негативных поступков вновь.

Например, если вы больны тяжелой болезнью с многочисленными симптомами, вы не сможете исцелить ее лекарством, состоящим только из одного элемента; напротив, вам придется применить самые разнообразные меры. Вы принимаете различные препараты и выполняете различные предписания.

Точно так же вы должны применить всевозможные меры для укрощения вашего ума, находящегося под сильным воздействием неведения. Гнев, ненависть и вожделение тоже пытаются овладеть вашим умом. Невозможно укротить свой ум применением только одного какоголибо средства. Все учение Будды строится на укрощении и воспитании ума. И поскольку это осуществляется путем применения разнообразных, подходящих для каждого отдельного случая методов, в буддийском каноне можно найти множество разнообразные подходов.

Разнообразные нездоровые эмоции и заблуждения, коренящиеся в неведении, становятся причиной бесчисленных негативных поступков, исходящих из врат тела, речи и ума. Несмотря на свою многочисленность, согласно учению Будды, все они могут быть поделены на десять основных отрицательных деяний.

Воздержание от совершения этих десяти деяний составляет практику десяти положительных деяний правильно распознав эти десять негативных деяний, вы должны рассмотреть их разрушительный характер и, побуждаемые сильным желанием избежать их, отрекитесь от совершения таких действий.

Итак. Три негативных действия тела: убийство, воровство и недолжные сексуальные связи; четыре действия речи: ложь, слова приводящие к ссоре, грубые слова и бессмысленная болтовня; три действия ума: зависть, злые намерения и ложные взгляды. Если вы совершаете такие поступки, результатом этого станет перерождение в низших сферах бытия. Существуют также и другие плоды, как, например, возникновение соответствующих внешних условий и негативных тенденций в будущей жизни.

Благодаря рассмотрению разрушительного характера и нежелательных последствий таких действий, вы станете развивать в себе твердое намерение никогда не допускать их и так сможете полностью от них воздержаться. Тем самым, по сути дела, вы закладываете правильное основание для практики нравственности. А на основе нравственности вы сможете осуществлять все остальные практики. Для достижения истинного пресечения важно, прежде всего, избежать видимых проявлений заблуждения, то есть плохих поступков, постепенно побеждая негативные тенденции ума.