Словарь

Словарь

Су́тра, она же сутта (санскр. सूत्र sūtra IAST, «нить», палиsutta) — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.

Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.

В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Буддыбодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагались основы учения.

Свиток сутры иногда используется в культовых изображениях в качестве атрибута божествабодхисаттвы (например, бодхисаттвы Самантабхадры), являясь символом мудрости. На алтаре символизирует дхарму.

 

Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनिвьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.[1]; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)[2]») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий.

Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально — «пробудившимся») и Полностью совершенным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («так пришедший/ушедший»)Бхагаван («блаженный»)Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром»).

 

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्मbuddha dharma IASTпали बुद्ध धम्म, buddha dhamma«Учение Просветлённого»[1]; кит. 佛教 fójiào) — религиознофилософское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э.в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2].

Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[3]. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование[4], как «науку о сознании»[5][6][4].

 

А́нанда[1] или Ананда́[2] (санскр. и пали Ānanda, букв. «Счастье», «Радость», кит. Анань, Ананьто, Хуан-си[3]) — один из главных учеников Будды Шакьямуни, часто называемый Хранителем Дхармы. В течение 25 лет был личным помощником Будды

Согласно преданию, он пришёл на землю из мира Тушита и был рождён в один день с Буддой Гаутамой. Его отцом был Амритодхана, брат Шуддходаны. Таким образом, Ананда был двоюродным братом Шакьямуни.

Ананда вступил в сангху на второй год после начала Буддой проповеди Дхармы вместе с другими принцами из рода шакья, такими как Бхаддия, Ануруддха, Бхагу, Кимбила и Девадатта.

Первые двенадцать лет после Пробуждения Татхагата не имел постоянного помощника, но на двенадцатый год на собрании монахов объявил, что приближается к старости и нуждается в постоянном слуге и помощнике, который будет во всем следовать его воле. Таким слугой стал досточтимый Ананда и оставался в этом качестве до самой Паринирваны Будды.

 

Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся»«просветлённый») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)

 

Дха́рмадха́мма (санскр. धर्म dharma IASTпали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, по мнению ряда религиоведов, имеет определённое сходство с дао и даосизмом[источник не указан 37 дней]. Речь идёт о безличном начале Бытия, о Бытии в высшем смысле слова. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы в буддизме и некоторых направлениях индуизма — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

 

Са́нгхаСа́мгха, (санскр. संघsaṃgha IAST, «собрание, множество») — название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом. В более узком смысле — сонм существ, достигших определённой степени просветления.

В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырёхчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространённости учения Будды в стране или регионе.

В узком смысле, например при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобождённую Сангху, сообщество святых, освобождённых от иллюзии «эго» существ.

 

Балдахин (италbaldacchino — «шёлковая ткань из Багдада») — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.

Появились балдахины на древнем Востоке, где, на ассировавилонских и древнеперсидских барельефах, над царём носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя.

 

Амита́бха или Амита́ Будда (санскр. अमिताभAmitābha IAST, «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма.

В китайской традиции Амита Будда известен под именем Эмито Фо (кит. 阿彌陀佛), в японской — Амида Нёрай (яп. 阿弥陀如来), во вьетнамской — А Зи Да Фат (вьетн.A Di Ðà Phât) или А-зи-да Фат (вьетн. A-di-đà Phật).

Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.

 

Бодхиса́ттвабодхиса́твабодиса́тва (санскр. बोधिसत्त्व [bodhisattva] IASTпали बोधिसत्त [bodhisatta] IAST; буквально «существо, <стремящееся к> пробуждению»[1]; от бодхи «пробуждение» + саттва «суть; существо») — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары[2]. В махаянскомбуддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ[1].

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как [джанг-чуб-сем-па], что означает «очистивший пробуждённое сознание».

 

Авалоките́швара (санскр. अवलोकितेश्वर Avalokiteśvara IAST, «Владыка взирающий»; тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས Ченрезигмонг. Жанрайсиг?, ᠵᠠᠨᠷᠠᠶᠢᠰᠢᠭ?кит.觀世音 Гуаньшииньяп. 観音 Каннонвьетн. Quán Thế Âm Куан Тхе Ам; бур. Арьяа-Баалакалм. Арьябала) — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех буддАтрибут — веер из хвоста павлина.

Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары